Для успешной работы интернет-магазина на старте необходимо произвести анализ деятельности конкурентов. Под анализом деятельности мы понимаем изучение их ассортимента, спектра предлагаемых услуг, цен, структуры сайта, маркетинговой политики.
Ознакомившись с деятельностью ближайших конкурентов, Вы будете четко представлять себе позицию своего интернет-магазина в выбранной нише. Сможете наметить пути дальнейшего развития. Наметите план действий: что следует сделать немедленно и какие шаги нужно будет предпринять в перспективе.
Для определения стратегии развития виртуального магазина Вы должны собрать всю необходимую информацию о конкурентах, и строить планы, опираясь не на догадки и предположения, а на факты.
Анализ деятельности конкурентов поделим на два этапа:
- На первом этапе, прежде всего, составьте список из 8-10 конкурентов. Делается это просто. В системе Yandex или Google вводите запрос: «интернет-магазин детской одежды» (или: косметики, бытовой техники и т. д.). Затем составляете перечень первых 8-10 магазинов в выдаче.
- На втором этапе нужно определить основные факторы и показатели, которые будут учтены при анализе деятельности конкурентов.
Важны следующие моменты:
- Структура интернет-магазина. Обратите внимание, как расположены на главной странице сайта основные блоки, как структурирована страница, представляющая категории, и как выглядит страница с описанием конкретного товара. Где расположена кнопка «В корзину»? Доминирует ли на странице фото или предпочтение отдано тексту?
- Содержание интернет-магазина. Достаточен ли его ассортимент? Насколько содержательны информационные страницы? Полными ли являются описания товаров?
- Юзабилити интернет-магазина. То есть, насколько удобен сайт для посетителя и покупателя. Определить это можно с помощью теста. Выберите понравившийся товар и оформите заказ. При этом обращайте внимание, легко ли Вам ориентироваться на сайте, удобно ли совершать необходимые манипуляции. Запишите, всё, что показалось Вам удобным, а также обозначьте все раздражающие моменты.
- Варианты оплаты.
- Способы доставки. Это один из самых важных вопросов в организации работы интернет-магазина. Обратите внимание, используются ли некоторые хитрости: например, гарантированная бесплатная доставка при заказе товара на определённую сумму.
- Скидки, купоны, распродажи. Это то, что очень нравится покупателям. Обратите внимание, как строит Ваш конкурент свою работу в преддверии праздников, в период приближения сезона отпусков и т. д., какие акции проводит. В сегодняшних условиях конкурировать с успешными интернет-магазинами, не используя систему скидок и не организовывая распродажи, практически невозможно.
- Реклама. Она необходима, чтобы о Вашем магазине узнали как можно больше людей. Заявите о себе в социальных сетях и СМИ. Используйте контекстную рекламу, участвуйте в выставках.
- E-mail маркетинг. О том, как обстоят дела у конкурентов с этой стороной работы, можно узнать, зарегистрировавшись на сайте – если рассылка осуществляется только зарегистрированным пользователям, или подписавшись на новости.
- Качество сервиса. Обратите внимание, какие способы обратной связи предусмотрены на сайте. Есть ли онлайн-консультант? Позвоните в магазин и задайте несколько вопросов по интересующему Вас товару, как если бы Вы действительно планировали его покупать. Беседуя с консультантом, проясните для себя следующие вопросы:
- Как именно происходит в магазине процесс покупки
- Как назначается цена на товар.
Обратите внимание, как консультант строит беседу с Вами и отвечает на вопросы. Как реагирует служба поддержки на вопросы: «А почему так дорого <или дешево>?», и какие готова дать ответы.
- Ключевые слова. Чтобы определить, по каким фразам Ваш конкурент вышел или пытается выйти в ТОП, откройте исходный код страницы. Ключевые слова будут присутствовать в заголовках Н1, TITLE и МЕТА-тэгах. Можно воспользоваться сервисом http://promolab.ru/free/.
- Посещаемость магазина. Она может быть взята со счетчиков посещаемости.
Оценив деятельность магазина по предложенным 11 пунктам, подведите итог:
- Что показалось привлекательным в дизайне, структуре и работе магазина, а что, напротив, не понравилось?
- Имеются ли дополнительные услуги, которые не предлагаются конкурентами?
- Используются ли владельцами магазина оригинальные приемы и уловки для удержания клиента?
- Каков график работы?
Запишите полученные выводы.
Подводя итоги анализа деятельности основных конкурентов, составьте таблицу. Оцените степень «опасности» основных конкурентов по 10-балльной шкале по основным критериям. У Вас должна получиться примерно вот такая таблица:
|
Конкурент №1 |
Конкурент №2 |
Конкурент №3 |
Конкурент №4 |
Конкурент №5 |
Дизайн |
8 |
7 |
5 |
9 |
7 |
Содержание |
9 |
9 |
8 |
8 |
6 |
Функционал |
5 |
7 |
8 |
8 |
7 |
Обслуживание |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
Цены |
9 |
8 |
8 |
7 |
8 |
Способы оплаты |
8 |
8 |
7 |
6 |
8 |
Доставка |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
E-mail маркетинг |
7 |
8 |
5 |
8 |
7 |
Присутствие в СМИ |
5 |
6 |
6 |
8 |
6 |
Реклама |
8 |
7 |
7 |
8 |
8 |
Посещаемость |
9 |
8 |
7 |
6 |
8 |
ИТОГО |
82 |
81 |
75 |
83 |
79 |
Если у Вас уже есть действующий интернет-магазин, включите и его в эту таблицу.
Конечно, на первых порах с самыми популярными и крупными интернет-магазинами, работающими в своей нише уже несколько лет, Вы конкурировать не сможете. Всему свое время. Пока же в число основных конкурентов нужно включать магазины своей «весовой категории».
Старайтесь избегать двух основных ошибок начинающих владельцев интернет-магазинов:
- Не стоит придавать слишком большого значения внешнему оформлению сайта, заказывать очень дорогой и яркий дизайн. В дизайне сайта вполне достаточно трех цветов и одного изображения – логотипа. Но чрезвычайно важно, как всё это представлено. В оформлении сайта виртуального магазина ничто не должно отвлекать посетителя от процесса покупки.
- Не считайте цену основным показателем конкурентности. Не старайтесь продавать товар по самым низким ценам – так Вы останетесь без прибыли. Открывайте магазин с ценами, обеспечивающими рентабельность проекта, с теми, на которые Вы рассчитывали.