Современные компании активно работают в Интернете, который является мощным инструментом маркетинга. Более того, в последнее время Интернет становится инструментом прямых продаж. Каждая компания стремится разместить в Интернете информацию о своей деятельности, продвинуть свои услуги и товары, найти через сеть новых партнеров и сотрудников. Количество денег, «вращающихся» в сети, растет с каждым днем. Естественно, встает вопрос о получении компаниями прибыли посредством Интернета, тем более, когда конкуренты «дышат в спину».
Для уважающей себя компании уже не достаточно просто поместить в Интернет статический сайт, может быть даже, с великолепным дизайном, но с устаревшей информацией. Такой сайт не может привлечь поток целевых посетителей. В связи с этим, компании, стремящейся занять лидирующие позиции в бизнесе, необходимо перевести свой сайт на Систему Управления Контентом (CMS), например. Система управления позволит оперативно наполнить сайт актуальным содержанием, провести поисковую оптимизацию, существенно снизить затраты на поддержку сайта. Если при этом компания занимается торговлей, то подключение к сайту Интернет-магазина предоставит ей дополнительное конкурентное преимущество. Сайт перестанет быть затратным, он станет эффективным инструментом продаж, приносящим ощутимый доход.
Торговля в Интернете имеет свои преимущества, основные из которых:
Рассмотрим общие принципы торговли через Интернет-магазин, а так же взаимоотношения, возникающие между торговой компанией и покупателем. Чтобы понять, что такое Интернет-магазин, необходимо рассмотреть основные этапы сделки (коммуникации) покупатель - продавец в Интернете. Обычно принято выделять пять основных этапов:
Надо иметь в виду, что каждый из этих этапов может проходить как в Интернете, так и в офлайновом режиме.
Привлечение и информирование потенциального покупателя (посетителя сайта) может происходить как непосредственно в сети Интернет, так и в офлайне, при помощи традиционных маркетинговых приемов, для этих целей достаточно иметь сайт-витрину, на котором представлена максимально полная информация о товарах и услугах. Более подробно мы остановимся на этом вопросе в дальнейшем.
Интернет-магазин отличается от сайта-витрины проведением второго этапа сделки, то есть он позволяет сформировать заказ и отправить его в торговую компанию непосредственно на сайте, причем так, чтобы минимизировать вероятность ошибок покупателя в выборе товара и ошибок менеджеров торговой компании в понимании сути принятого заказа. В зависимости от особенностей товара прием заказа осуществляется при помощи простой формы или при помощи «корзины».
Под обработкой заказа здесь понимается взаимодействие покупателя и компании, которое бывает необходимо для согласования дополнительных параметров сделки. К ним может относиться: место, время, уточненный перечень товаров и т.д. Кроме того, для Интернет-торговли очень важны бизнес процессы, проходящие внутри компании (резервирование товара, тестирование, упаковка, отгрузка, контроль оплаты и т.д.), но мы их сейчас рассматривать не будем, так как эти процессы обычно проходят без применения Интернета, и они выходят за рамки данной статьи. Этот этап взаимодействия покупателя и компании даже в очень хорошо организованных магазинах проходит в комбинированном режиме, то есть часть параметров уточняются при помощи интерактивных средств сайта, а другая часть при помощи электронной почты, телефона, факса и даже личного контакта.
Для совершения оплаты в сети Интернет, существует множество электронных платежных систем (Webmoney, Яндекс-деньги, КиберПлат и т.д.). Кроме того, используются традиционные механизмы оплаты: наличные, банковский перевод и кредитные карточки. Банковский перевод является абсолютным лидером в схеме B2B.
Доставка товара, приобретенного в Интернет-магазине, чаще всего происходит офлайн. Онлайновая доставка покупок применяется только для продажи файлов, в которых могут находиться: данные, мультимедиа сообщения и т.д.
Систему Интернет-торговли, условно, можно разделить на три типа:
С точки зрения посетителя сайта все три решения могут выглядеть одинаково. Связано это с тем, что посетитель имеет дело с внешним оформлением сайта: каталогом товаров, системой навигации и поиска, системой оформления заказов и т.д. Предпочтения покупателя зависят, в большей степени, от удобства использования каталога и системы навигации.
Различия становятся заметными, как только покупатель начинает оформлять заказ. Он убеждается в преимуществах Интернет-магазина. Покупателю сразу выписывается счет с учетом налогов, скидки и стоимости доставки, а так же предоставляется возможность оплатить покупку с помощью систем онлайн оплаты. С точки зрения продавца различия значительны и очевидны.
Сайт-витрина обходится торговым компаниям сравнительно дешево и способен обеспечить проведение только первого этапа сделки. В большинстве случаев, представляет из себя низко-технологичное и не гибкое решение с точки зрения управления и организации маркетинговых акций и процесса обновления информации. Компании, использующие витрину, в качестве инструмента для прямых продаж и маркетинга не достаточно заботятся о своем имидже. Более того, торговля в этом варианте оказывается для компании менее эффективным и иногда даже не рентабельным делом.
Интернет-магазин обеспечивает в режиме онлайн проведение первых трех этапов сделки. Кроме того, он может быть интегрирован с платежными системами и позволяет рассчитать стоимость доставки товара. Магазин существенно более выгоден торговой компании (особенно для малого и среднего бизнеса), которая хочет управлять всем процессом Интернет-торговли, различными маркетинговыми акциями и т.д. На создание Интернет-магазина требуется больше затрат, чем на витрину, но вложения будут более эффективными. Использование готовых решений специализированной компании значительно ускоряет процесс создания Интернет-магазина, позволяет снизить затраты на его поддержание и модернизацию.
Торговая Интернет Система (ТИС) обеспечивает проведение всех необходимых этапов сделки при помощи Интернета и интегрирована с внутренней корпоративной системой управления движением товара. Благодаря этому она позволяет в реальном времени отслеживать остатки товара, формировать отчеты и запросы, исходя из текущего состояния склада. Обычно такими системами пользуются компании, обладающие развитой IT-структурой.
Процесс создания Интернет-магазина начинается с определения предъявляемых к нему требований. Ни одно серьезное начинание не должно обходиться без поддержки и совета экспертов из специализированной компании. Консультирование обычно начинается с вопросов организации бизнес-процессов Интернет-магазина, разработки технического задания с составлением эффективной схемы и проработки организационных вопросов проекта.
После завершения предварительных этапов подготовки, на которых будут определены бизнес-процессы и организационные аспекты Интернет-магазина, можно переходить к технологическим вопросам построения системы.
Современный Интернет-сайт должен обладать системой управления содержанием. Используя CMS, компания может самостоятельно управлять своими сайтами и Интернет-магазинами без использования дорогостоящих специалистов. Наполнение и редактирование содержания страниц осуществляется при помощи административного интерфейса, причем не требует специальных знаний от менеджеров. У сотрудников компании, занимающихся ведением сайта, появляется возможность оперативно изменять информацию из любого места, где есть доступ в Интернет и web-браузер. Гибкость системы управления помогает реализовать практически любой Интернет-проект и уменьшить затраты на сайт.
Предприниматель должен четко представлять, что электронный бизнес подчиняется тем же законам, что и офлайновая торговля. Очень важно правильно организовать процесс создания интернет-магазина. Компания должна активно участвовать в создании Интернет-проекта. Рекомендуется проводить следующие организационные мероприятия:
Джеф Безос (Jeff Bezos), руководитель компании Amazon.com Inc, предрекает, что объем онлайновых продаж в розничном секторе остановится на уровне 10% от всей розничной торговли, а не на 50% и более, как прогнозировалось в период всплеска интереса к онлайновым площадкам.
Это относится далеко не ко всем компаниям, однако, необходимо понимать, что возможность онлайновой торговли нуждается в оценке, которую можно провести исходя из количества посетителей сети Интернет, заинтересованных в потреблении товара или услуги Вашей компании.
Одним из основных вопросов Интернет-торговли, является вопрос доставки товара до покупателя.
Необходимо наладить взаимоотношения с курьерскими службами. Услуги крупных компаний (UPS, DHL, TNT и т. д.) обойдутся не дешево, но они гарантируют высокий уровень сервиса по всему миру. В небольших курьерских компаниях услуги дешевле, но при этом уровень гарантий доставки товара и охват регионов ниже.
В первом случае товар небольшой компании может оказаться неконкурентным по цене доставки (поскольку объемы доставки невелики), а во втором случае компании придется договариваться с несколькими курьерским службами, что тоже скажется на конечной цене товара и оперативности его доставки.
Интернет-магазин может ограничить зону своих продаж до "локального уровня" (Москва и Московская область) и заключить договор с одной - двумя курьерскими службами.
Если компания намеревается осуществлять продажи, используя Интернет-магазин, ей можно порекомендовать обратиться к консалтинговым компаниям или к опытному разработчику Интернет-магазинов, которые помогут проанализировать ситуацию на рынке и принять правильное решение.
Итак, есть полноценный Интернет-магазин, построенный на системе управления контентом. Что делать дальше?
Ответ возникает сам собой: чтобы товар продавался, о магазине должны знать, и туда должны приходить покупатели.
Этого можно достичь несколькими способами.
Реклама в сети Интернет. Она включает в себя различного вида баннеры, контекстную рекламу, продвижение сайта, включение в каталоги, рейтинги и т.д. Так же к рекламе в сети Интернет можно отнести различные рассылки и методы раскрутки, но хотим предупредить, что недобросовестная реклама (спам, «черные» методы раскрутки сайта) может привести к тому, что сайт занесут в бан-лист (черный список) поисковых систем и каталогов или его просто закроют. Посетители приходят на сайт, обычно ориентируясь на ответы по запросам поисковых систем, ссылкам: с банеров, форумов, досок объявлений и т.д.
Ниже будет дано описание поисковой оптимизации, которая совместно с рекламной кампанией способна дать хорошие результаты.
Реклама в офлайн. Это различные виды размещения рекламы в СМИ, наружная реклама, BTL (непрямая реклама). Привлечение посетителей на сайт с помощью офлайновых коммуникаций процесс не простой. Для дополнительной консультации можно обратиться в рекламное агентство или воспользоваться услугами специалистов отдела маркетинга.
Поисковое продвижение. Это не реклама, а привлечение на сайт ЦЕЛЕВЫХ посетителей, которые ищут данный товар (услугу) или Интернет-магазин. Совместно с рекламной поддержкой поисковое продвижение сайта способн обеспечить поток целевых посетителей на сайт с поисковых систем, каталогов, рейтингов и т.д.
Основой успешного бизнеса в сети Интернет, является правильно проведенное поисковое продвижение или раскрутка сайта. Клиенты, пришедшие из поисковых систем, являются Целевой Аудиторией сайта и, в большинстве случаев, именно они будут возвращаться, уже напрямую по закладке, и заказывать товары (услуги) через Интернет-магазин повторно. (По статистике, порядка 80% прибыли магазина обеспечивают именно постоянные клиенты).
Поисковое продвижение – это определенная последовательность действий, приводящая к тому, что сайт поднимается в рейтинге поисковых систем: ссылка на сайт находится на первой странице результатов поиска по поисковым запросам, в идеале – на 1-3 месте. Какая в этом выгода? Значительно увеличивается число посетителей сайта. Это является особенно актуальным, если сайт не имеет большого количества постоянных посетителей, что характерно для 90% web-сайтов.
Как проводится поисковое продвижение?
Составляется семантическое ядро запросов для сайта. Оно состоит из совокупности слов и словосочетаний (исходя из тематики сайта), по которым человек может искать Ваш сайт. Эти слова должны быть использованы при написании контента (содержания), присутствовать в названиях и описаниях страниц, а так же в скрытом коде.
Проводится анализ дерева разделов и удобства навигации на сайте. К любому сайту должно применятся «правило трех кликов», т.е. посетитель должен иметь возможность найти интересующую его страницу не более чем за три перехода по ссылкам внутри Вашего сайта. Желательно не допускать существования разделов более чем с третьим уровнем вложенности, так как некоторые поисковые машины, индексирующие содержание, не пойдут по дереву сайта глубже третьего уровня. Следующим этапом является корректировка содержания страниц сайта, которая производится исходя из составленного ранее семантического ядра запросов.
Увеличение индекса цитируемости. Плюс еще некий спектр работ, подробный рассказ о которых занимает не одну страницу текста и не впишется в рамки данной статьи.
В заключении мы бы хотели ещё раз остановиться на ключевых моментах статьи:
Краткие тезисы доклада на семинаре РОЦИТ 31 января 2002 г. Почему важно, чтобы сайт попадал на первую страницу результатов поиска. Как этого добиться: "дешевая раскрутка" и поисковая оптимизация.
Индекс цитирования - это количество ссылок ведущих на Ваш сайт с других сайтов. Этот метод сейчас широко используется поисковыми системами для ранжирования сайтов, так как можно предположить, что...
Техника открытия гроздьев всплывающих окон в момент, когда пользователь покидает сайт становится очень раздражающей модой. Как правило, эти окна содержат внезапно выскакивающуюся рекламу или...
Оставьте свои контактные данные и мы проконсультируем вас по любым вопросам!